Лампы и фары с ксеноновым свечением

В наш динамичный век транспортные средства всех мировых производителей оснащаются ксеноновыми приборами свечения – лампами и фарами. Для автомобилестроения это представляет инновационное решение по освещению дороги в темное время суток. Главный механизм функционирования ксеноновых фар предполагает образование света не накалом спирали, а электрическим разрядом, возникающим между контактами лампы.

Устройство ксеноновых источников света

Фары, лампы ксенонового света в среде специалистов получили название газоразрядных. Конструктивно они выполнены в виде колбы из прозрачного стекла. Внутренний объем заполнен инертными газами, в состав которых входит непосредственно ксенон. Внутри колбы также установлены два электрода, не связанные друг с другом. С целью получения питания электрическим током от бортовой сети автомобиля ксеноновая лампа подключается к внешней колодке посредством контролера.

Дальний, ближний свет регулируется подвижным экраном. Он расположен внутри стеклянной колбы, переводя при необходимости световой поток в нужный режим. Большим достоинством подобной конструкции является тот фактор, что в ней отсутствует сгораемый компонент – вольфрамовая спираль. Данное обстоятельство способствует значительному повышению срока службы ксеноновой лампы по сравнению с галогеновыми изделиями и лампами накаливания.

Технические характеристики

Мощность потребления источника света составляет 35 Вт. Для сравнения: галогеновой конструкции для работы необходимо 55 Вт. Низкое энергопотребление способствует экономии электроэнергии, удлиняет срок службы данных осветительных приборов. Ксеноновая фара создает световой поток в пределах 3000 люменов, в то время как галогеновые приборы способны на показатель лишь 1550 люменов.

Гарантийный период эксплуатации ламп ксенонового типа находится в диапазоне 2800-4000 часов. Этот же показатель у галогеновых фар составляет 100-500 часов. Отсутствие самого уязвимого компонента – нити накаливания способствует высокой вибрационной стойкости изделий. Если нет спирали, ничего не оборвется. Даже в условиях не лучших российских дорог ксеноновые фары с честью работают на автомобилях весь период эксплуатации без замены.

Оптика

Рабочая температура на поверхности, или, как говорят эксперты, температура свечения ксеноновых фар составляет более 5000К. Для примера: данный показатель Солнца находится в пределах 5000-6000К. У галогеновых ламп данный показатель равняется 2800К. Увеличение световой температуры позволяет получать яркий, белый свет. Число 3000К дает желто-красный, 7000К – синеватый оттенок. Сборочные конвейеры всех известных мировых автопроизводителей устанавливают в основном лампы 5200К фирмы Philips.

В ксеноновых фарах устанавливаются корейские автолампы со стандартным цоколем Н4 и шторкой. Оптика D2S (R) подсоединяется через переходник. Ближний, дальний свет переключают передвижением шторки или перемещением корпуса колбы. Второй способ более точный, надежный. Лампа Н4 имеет острый выступ на торце. Его закрашивают непрозрачной черной краской, чтобы через этот шип не проникал свет.

При использовании ксенона применяется два типа оптики – рефлекторная D2R и линзованная D2S. Рефлекторная не получила широкого распространения, хотя устанавливается в некоторые модели автотранспортных средств. Массовое использование имеет линзованная оптика. Она ярче, насыщеннее, с более высокой световой температурой, белым спектром свечения.

Эксплуатация

Нагрев при работе ксеноновых источников света значительно меньший, чем галогеновых ламп. Потребляя мощность всего 35 Вт, теплоотдача составляет 7%. Этот же показатель галогеновых фар составляет 40%. Наиболее известные производители данной продукции – компании Bosch, Osram, Philips, Hella, PIAA, Matsushita. При всех несомненных преимуществах ксеноновых фар они имеют два существенных недостатка:

  • Наличие специального блока управления, без которого лампа не будет работать. На практике его называют «балластный блок» или «блок поджига.
  • Цена. Лампы ксенонового свечения, как и комплект оптики, стоят недешево. При необходимости замены ксеноновых ламп, их меняют попарно. Иначе по прошествии определенного времени изменяется цвет и излучаемый спектр.

Видимость дороги

В снегопад, туман, дождь, ночное время, каждому водителю, находящемуся за рулем, обзорность играет самую важную роль. Излучаемый ксеноновыми фарами свет в два с половиной раза интенсивнее, чем обычных световых приборов. Благодаря расширенному пучку света фар намного улучшается геометрия освещенного сектора автодороги. Исчезают «мертвые зоны», где не видно пешеходов, велосипедистов.

Особый спектральный состав светового потока позволяет человеку за рулем четко наблюдать, контролировать всю обстановку в пределах дороги и обочин. Причем все знаки, разметку, зазевавшихся животных видно намного дальше, чем в свете обычных ламп накаливания, галогенных фар. В дождь, снег, туман перед фарами ксенонового свечения не появляется «световая стена». Их лучи прошивают пелену, освещая не микроскопические капли влаги, а саму дорогу.