Давно канули в лету времена, когда автомобильная лебедка представляла собой раритетное изделие. Сегодня она успела превратиться в неотъемлемый инструмент автомобилиста, способный помочь в любой ситуации, будь то выезд на природу, текущий ремонт и дальние экспедиции.

Определение лебедки

Первое применение механизма относится к прошлому, где он представлял колодезный ворот, предназначенный для подъема и спуска привязанного ведра. С развитием техники ручную тягу сменила механика, гидравлика и электричество. Значительно увеличилась и сфера применения, охватившая строительство, индустрию, автомобильный сервис и другие области жизнедеятельности. Воспользовавшись инструментом, владелец может вытащить автомобиль из грязи, снега, воды, поднять его на нужную высоту в гараже, выполнить другие манипуляции.

Товарный диапазон

Ассортимент представленных на сегодня изделий характеризуется разнообразием. Покупка превращается в сложный процесс, требующий основательной подготовки. Для начала следует определиться с принципом действия моделей, которые делятся на:

- Ручные;

- Механические;

- Гидравлические;

- Электрические;

Ручной тип

Простейшей разновидностью выступает ручная лебедка. К ее достоинствам относится структурная простота, небольшие габариты и вес, долгий срок службы, отсутствие необходимости в источниках питания. Ее владелец может рассчитывать только на свои мускулы, силу друзей или случайных помощников. Грамотное использование позволит вытащить автомобиль даже из непролазной трясины или сугробов, но при этом заставит изрядно попотеть. Дополнительным плюсом выступает низкая стоимость изделия и если автолюбитель уверен в своих, устройству всегда найдется место в багажнике.

Механический вариант

Механическая лебедка действует за счет оборотов двигателя, с которым ее соединяют через вал отбора мощности. Внутренняя конструкция напоминает ручной механизм, но характер работы принципиально иной, исключая физические усилия. Устройства обладают неприхотливостью и помогут в самых сложных ситуациях. Минусом выступает зависимость приспособления от работы автомобильного двигателя и неудобный монтаж. Заглохший мотор исключает работу устройства, так же, как и структурные особенности некоторых машин. Перед покупкой выясняют соответствие агрегата конкретному авто.

Гидравлика

Главным признаком гидравлической лебедки является наличие собственного мотора и универсальность. Ее можно устанавливать практически на любое авто, включая машины с отсутствием вала отбора мощности. Силовые показатели гидравлических приборов превышают параметры механических устройств, не говоря уже о ручных приспособлениях. Гидравлика имеет низкий вес, характеризуется простой и бесшумной работой.

К недостаткам следует отнести, единую с двигателем подпитку, от насоса гидроусилителя. Иногда в процессе не хватает давления, заставляя монтировать дополнительный насос. В гидравлических агрегатах присутствует простейшая электроника, требуя избегать контакта с водой. Покупка агрегата актуальна в большинстве случаев, особенно если скорость намотки не имеет значения.

Электрическая версия

Сегодня наибольшее распространение получила электрическая лебедка, чьи силовые свойства и скорость находятся вне конкуренции. Ее работоспособность не зависит от двигателя, а установка производится, невзирая на конструктивные особенности авто. Устройство агрегата представлено индикаторами перегрева, механизмом беспроводного управления, сигналом состояния аккумуляторной батареи. Модели серьезных производителей обладают внушительной изоляцией, исключая фактор влажности. Тем не менее, долгий срок службы зависит от бережной эксплуатации.

Подача усилия производится от бортовой сети авто. При ее перегрузках или поломках, лебедку использовать невозможно. В некоторых случаях мощности аккумулятора не хватает, заставляя прибегать к установке дополнительного прибора специально для агрегата, что накладно и неудобно. Лучше всего приспособление подходит автомобильным эвакуаторам и выездам за город. В длительных экспедициях, связанных с экстремальной эксплуатацией этот довольно хрупкий механизм, способен проявить себя не с лучшей стороны.

Конструкция

Структура электрической лебедки, представлена барабаном намотки, электродвигателем и редуктором. Большинство агрегатов оборудованы рычагом сцепления. Он расположен со стороны редуктора, применяясь для отключения привода и ручной размотки троса. Управление осуществляется через встроенное или съемное реле.

Выбор лебедки

Ассортимент изделий, представленных к услугам автомобилистов, делится на несколько ценовых сегментов, определяющих стоимость, качество и структурные параметры.

В первую группу входит продукция таких фирм как:

- Американские WARN, RAMSEY, MILE MARKER;

- Британская SUPERWINCH.

Покупателям они известны уже несколько десятилетий, и за этот период ни разу не заставили усомниться в качестве. Достаточно отметить, что гидравлика MILE MARKER монтировалась на армейские джипы, выдерживая экстремальные испытания, включая эксплуатацию в боевых условиях.

Вторая категория представлена сравнительно дешевыми моделями, следующих фирм:

- Китайские T-MAX, MASTERWINCH уже успевшие зарекомендовать себя европейскому потребителю;

- COMEUP из Тайваня, чья 35-летняя деятельность сосредоточена исключительно на производстве лебедок, а качество достигло эталонного уровня;

- Польская DRAGON WINCH – компания середнячок, с универсальной продукцией.

В третий сегмент входят малоизвестные компании из Азии и СНГ. Их товары, автомобилисты приобретают на свой страх и риск, зачастую оправдывая поговорку «Скупой платит – дважды». Тем не менее, и здесь встречаются достойные произведения, причем и можно купить за смешные деньги.

На стоимость влияют материалы, электроника, качество сборки, показатели эргономики и веса, другие факторы определяющие рабочие свойства и срок службы.

Соответствие конкретному автомобилю

При выборе лебедки руководящим принципом является двукратное превышение заявленной грузоподъемности над массой автомобиля. Для машины весом в 1,5 тонны этот показатель должен равняться 3 тоннам и выше. Запас позволяет держать скоростной темп намотки даже с учетом уменьшения оборотов на 30-40%, характерного последним этапам работы. Соответственно грузоподъемность в 3 тонны обеспечивает спокойную тягу около 1800 кг чистого веса.

Учитываются и другие моменты, а именно расположение лебедки. Расчет грузоподъемности осуществляется в идеальных условиях, когда она находится под потолком, без труда вытягивая нужные предметы. Непосредственная эксплуатация связана с горизонтальным размещением, что требует от агрегата большей мощности.

Использование

Эксплуатация лебедки отличается простотой, особенно если владелец применяет специальные аксессуары. К ним относятся чехлы, тросы, стропила, удлинители, защитные перчатки. Материалом для рукавиц служит кожа или брезент, а главным отличием являются утолщенные вставки, расположенные в области ладоней и расширенные кончики пальцев. При попадании в барабан перчатки просто соскальзывают и освобождают руки.

Сцепку агрегата с точкой опоры упрощает корозащитная стропа, оберегающая трос и другие компоненты;

В устройствах применяется блок, многократно повышающий тяговую мощь;

Аксессуары соединяются друг с другом при помощи вспомогательных звеньев, именующихся серьга или шакл;

  • соприкосновении с поверхностью, владельцу может понадобиться цепь с крючьями, расширяющая набор операций.

Практика

В процессе использования лебедки всплывают разнообразные дефекты. Так при размотке на барабане появляется «борода», аналогичная спутанной леске на рыболовной катушке, либо перехлест троса. Предотвратить их появление помогает качественная укладка, когда витки плотно прилегают друг к другу, а намотка производится в натяг, для чего к концу троса привязывается грузило. Процесс выполняется с использованием перчаток, защищающих руки от повреждений и заусенец.

Наибольшее усилие приходится на нижние мотки барабана, поэтому при эксплуатации его разматывают полностью (оставив не менее 5 витков!), цепляя за отдаленные предметы. Грамотная эксплуатация увеличивает срок службы электрических компонентов, параллельно снижая расход энергии.

Когда бездорожье раскинулось на большое расстояние, подмотка производится поэтапно. При подтяжке на несколько метров, лебедку снова разматывают на всю длину и цепляют за следующую точку опоры.

  • уровня зарядки аккумулятора сигнализирует о потенциальной разрядке, позволяя избегать критических ситуаций, когда ни двигатель, ни автомобиль уже не работают. Естественно, мотор лучше не глушить.

Помогает и сигнализатор перегрева, которым оборудованы многие агрегаты. Во время интенсивной работы им желательно давать передышку, одновременно оставляя двигатель включенным с целью подзарядки аккумулятора.

  • в качестве опоры берется дерево, желательно применять корозащитную стропу, оберегающую поверхность и механизм от повреждений. Зацеп производится в корневой части посредством серьги или крюка. Желательно использовать массивные растения, а в их отсутствие несколько мелких деревьев или собранных в охапку кустов.

Иногда (например, в степи) автолюбитель сталкивается с отсутствием точек опоры на местности. В этом случае они создаются своим руками. Подойдет лом, канистра, бревно или другой продолговатый предмет. Их под острым углом вбивают в землю в противоположную от автомобиля сторону. Для надежности число опор увеличивается. В процессе следует избегать лишних усилий и перетирания троса, к покупке которого подходят с особым тщанием.

Критерии выбора троса

В автомобильных лебедках применяются тросы 2-типов:

- Стальной;

- Синтетический.

Чаще всего владельцы приобретают первый вариант, обладающий оптимальным соотношением цены, качества и практичности. Уход укладывается в периодическую смазку маслом, а рабочие свойства позволяют, выполнять большинство поставленных задач. Минусом выступает образование заусенец, перетирания и другие дефекты, возникающие вследствие времени или интенсивного использования. При работе следует соблюдать меры предосторожности, поскольку лопнувший трос, способен нанести серьезные увечья.

Синтетический вариант выполняется из кевлара. Он обладает всеми достоинствами стальной версии в сочетании с низким весом. В процессе, за синтетикой необходимо тщательно ухаживать, в частности после каждого использования ее промывают водой. К недостаткам относят высокую цену и проблематичность зимнего применения, когда разбухший от влаги материал, может повредить барабан.

Итак, покупка лебедки предполагает знания мат части, после знакомства с которой, будущий владелец обязательно сделает правильный выбор.